01.07.2012 Как работает автомобильный кондиционер

Для многих людей представляет интерес принцип работы автомобильного кондиционера. На рисунке ниже показано устройство автокондиционера (Источник: http://fart2011.ru/wp-content/uploads/2011/11/avto-kondicioner.jpg).

Автокондиционер состоит из следующих компонентов:
Компрессор - агрегат, заставляющий хладагент циркулировать в системе. Привод осуществляется ремнем мотора .
Хладагент - газ фреон R12 или R134a.
Конденсатор - или по народному "радиатор кондиционера" - расположенный перед основным радиатором.
Испаритель - теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин (как правило алюминевых), находится у радиатора отопителя.
Ресивер-осушитель - устройство, служащее для поглащения влаги из храдогента, хранения части холодильного агента, фильтрации его от мелких примесей. Иногда в него встраивают смотровое стекло для контроля за количеством хладагента.
Трубки, клапаны, датчики, блок управления, сервисные клапана и прочее.

Принцип работы автокондиционера
Как сказано выше, привод компрессора осуществляется от двигателя ремнем. Компрессор заставляет циркулировать хладагент в системе. В конденсаторе хладагент конденсируется, при этом выделяется тепло. Причем дополнительно конденсатор обдувается своим электрическим вентилятором. Соответственно в испарителе хладагент испаряется и поглощает тепло-поступающий воздух охлаждается. Вот и весь принцип.

Обслуживание
Boвремя проводить диагностику и сервисное обслуживание, заправлять хладагент правильного типа.


Что включает диагностика:
проверка герметичности системы спец. тестером
проверка компрессора и приводного ремня
проверка уровня хладагента и компрессорного масла.
за год теряется до 20% объема хладагента из-за диффузии.
проверка работы испарителя и расширительного клапана (ТРВ).
Что можно (нужно) делать самому
помыть конденсатор водой из шланга от грязи и соли. Почистить испаритель или поставить салонный фильтр (проверка проста - переключили с внешней на внутреннюю циркуляцию воздуха - если поток возрос, то надо чистить). Проверить работу эл. вентилятора, послушать компрессор на предмет посторонних скрипов и шумов, а также вибрации, естественно проверить натяжение приводного ремня. На ресивере находится окошечко через которое можно наблюдать за состоянием хладагента (только при включенном кондиционере):
ничего нет - нормальное состояние или весь хладагент вытек;
немного пузырьков - нормальное явление много пузырьков или белая эмульсия - большие утечки хладагента (систему лучше не включать);
И смотреть в оба (!) на тип заправляемого хладагента, а то в нашей стране чудес "мастера" могут залить несовместимый тип (хотя и тут есть свои нюансы). Хотя лучше всего обратиться к настоящим, хорошо зарекомендовавшим себя, профессионалам. Тогда Вам не надо будет изучать устройство автомобильного кондиционера, а Вы просто будете наслаждаться оптимальной атмосферой Вашего автомобиля.

О типичных проблемах
Автомобильный кондиционер представляет собой фресковую холодильную машину, элементы которой соединены трубками-фреонопроводами. Соединители в автомобильном кондиционере резьбовые, с резиновыми уплотнителями, в отличие от сварных в бытовом холодильнике. При воздействии вибраций, перепадов температуры и т.п. происходит постепенное изменение свойств уплотнителей, вследствие чего фреон из системы постепенно улетучивается. Из-за этого кондиционер нужно периодически заправлять. Обычно на новом автомобиле фреон требуется до заправлять раз в 2-3 года, через 5-7 лет скорость утечки увеличивается и дозаправка нужна раз в 1-2 года, даже при отсутствии явных дефектов. Кстати, все элементы кондиционера смазываются маслом, добавленным в фреон, и именно с этим связана рекомендация включать кондиционер зимой раз в месяц на 10-15 минут. Циркулирующее масло смажет за это время все уплотнители, и они будут дольше служить.
Заправлять кондиционер нужно строго фреоном той марки, который был в кондиционере. Авто-владельцы часто слышали, что фреонов бывает 2 типа, "старый" и "новый". На самом деле фреоны подразделяются на хлорсодержащие, из которых в автомобильных кондиционерах применяют фреон CF2C12 (торговое наименование R12), и безхлоровые, из которых в автомобиле применяется C2H2F4 (торговое наименование R134a). Фреон R12 применялся в авто-кондиционерах с 40-х годов прошлого века, но в 1990 г. были приняты правила ограничения применения разрушающих озоновый слой веществ, к которым относится и фреон R12, и примерно с 1993 г. в автомобилях стал применяться фреон R134a. Фреоны этих двух типов несовместимы, заправка в кондиционер с фреоном R134 фреон R12 (и наоборот) почти неминуемо выводит кондиционер из строя из-за образования твердых продуктов реакции разных фреонов (и разных масел). Тип фреона всегда указывается на каком-либо из блоков кондиционера. Фреон R12 в настоящее время почти не производится, и стоит дороже фреона R134а.
В автомобильном кондиционере механическому износу подвержен только один элемент- компрессор, остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаше всего первым выходит из строя не он, а конденсер - теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.), и постоянно омывается с дороги солью, грязью и т.п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин, и к утечке хладагента. Продлить срок его службы, как впрочем и всех прочих деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промыть конденсер от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсера часто является единственной причиной плохой работы кондиционера в целом.
В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок-фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.